- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Изучение процесса действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008121 |
Тема: | Изучение процесса действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России |
Содержание
Cодержание Введение 1.Теоретические основы естественных монополий 1.1. Сущность, признаки и типы естественных монополий 1.2. Причины возникновения естественных монополий 2. Естественные монополии в России 2.1. Роль естественных монополий в современной экономике России 2.2. Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в России Заключение Список литературы Введение В современной рыночной экономике естественные монополии представляют основную значимость в обеспечении стабильного формирования национальных финансовых систем. К их числу относятся энергетика, автотранспорт, телекоммуникации, нефтегазовая индустрия. Данные сферы не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многочисленных общественных задач. В то же время естественные монополии представляют собой структуру отраслевого рынка, которая или подверглась национализации, или подвергается муниципальному регулированию. Так как области естественных монополий подвижны, необходимо их постоянное изучение и преобразование. Бесконтрольная деятельность и развитие естественных монополий способны привести к ряду негативных последствий: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, изменение в худшую сторону экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как основной бюджетообразующий и структурообразующий фактор формирования экономики. Объектом данной работы являются естественные монополии, предметом исследования – их роль в российской экономике. Актуальность темы заключается в том, что от действия естественных монополий напрямую зависит материальное благополучие и жизнь общества. Здесь можно отметить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не безупречна и достаточно неустойчивое социально-экономическое состояние. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в стране, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Таким образом, следует правильно регулировать действия этих экономических субъектов. Целью работы является изучение процесса действия естественных монополий и регулирования их государством, их роль в современной экономике России. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: - раскрыть сущность естественных монополий; - рассмотреть признаки и типы естественных монополий; - изучить причины возникновения естественных монополий; - оценить роль естественных монополий в современной экономике России; - изучить государственное регулирование, а также контроль деятельности субъектов естественных монополий в России. Реферат состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1.Теоретические основы естественных монополий 1.1. Сущность, признаки и типы естественных монополий Естественная монополия - это положение товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкурентной борьбы в силу научно-технических особенностей производства (в связи со значимым снижением потерь производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а продукты, изготавливаемые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении иными продуктами. В связи с этим, потребность на данном товарном рынке на продукты, изготавливаемые субъектами естественных монополий, в меньшей степени находится в зависимости от изменения стоимости на этот продукт, чем спрос на иные виды продуктов. В основе естественной монополии - особенности технологического процесса и обслуживания потребителя[1,182], которые делают изготовителя монополистом. В отраслях развития естественных монополий наилучший объем предприятия больше реального объема рынка. Именно по этой причине, чем ближе компания к ста процентному охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному, следовательно, тем меньше издержки. Примером естественных монополий могут быть компании энергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (предоставление электричества, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационная связь, железнодорожное сообщение [1,182]. Естественные монополии порождаются в тех отраслях экономики, где применяется существенный объем постоянного элемента издержек производства, что сопровождается значимой экономией на масштабах выпуска. Распределение производства среди 2-3 или большим количеством компаний бессмысленно и приведет к тому, что масштабы производства каждой станут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к увеличению издержек. [7,123] Существуют следующие виды естественных монополий [19, c.30]: а) Природные монополии. Появление подобных монополий происходит из-за барьеров для конкурентной борьбы, созданные самой природой. К примеру, монополистом может стать компания, геологи которой обнаружили недра уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто не сможет использовать это месторождение: закон защищает права владельца, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста). б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Наиболее крупномасштабными монополиями, как правило, являются энергетические и автотранспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к росту объема компании для уменьшения средних расходов на изготовление товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупной фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к уменьшению, а к увеличению стоимости. Основными признаками естественной монополии являются следующие [24, c.245]: 1. Деятельность субъектов естественных монополий успешнее в отсутствии конкурентной борьбы, что связано со значительной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, автотранспорт. Расходы на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении. 2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, настолько возвышены, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна) вряд ли может окупиться. 3. Невысокая эластичность спроса, так как спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения стоимости, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К подобным товарам можно отнести, например, электроэнергию. Если предположим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от покупки собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее равносильным энергоносителем трудно. 4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени. 1.2. Причины возникновения естественных монополий Появление естественных монополий разъясняется особенным эффектом, связанным с масштабом производства - эффектом экономии ресурсов в итоге укрупнения изготовления. Более большое производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Из-за лучшей технической оснащённости и большой мощности крупного предприятия, происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное применение ресурсов. По этой причине естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, не смотря на то, что монополистическая природа всё равно заставляет регулировать их деятельность. Одним из основных факторов, под воздействием которого сформировалась сфера естественных монополий в Российской Федерации, стал механизм изменения советских предприятий. Первоначально они были приспособлены к плановой экономике и занимали, в силу неимения конкурентной борьбы, лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их основе возникли компании, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики России. Советские предприятия, монопольно функционировавшие в государственном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица. Другой фактор появления естественных монополий, актуальный, в том числе, и для России — большой инвестиционный предел входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, например, в транспортной сфере, необходимы огромные финансы. Их собственник будет заинтересован в том, чтобы окупить собственные инвестиции и учредить компанию, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается получать доход в будущем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Стоит отметить, что конкурентное соперничество естественных монополий — явление достаточно редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет. Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают осуществлять деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или же просто преодолевать административные препятствия. 2. Естественные монополии в России 2.1. Роль естественных монополий в современной экономике России Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике Российской Федерации. На долю только трех крупнейших компаний (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и ОАО "РЖД"), по оценкам Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП и 16% всей прибыли. На предприятиях этих структур задействовано 4% занятого в экономике персонала и используется 23% основных фондов страны [11, c.58]. Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30%) потребляется на внутреннем рынке и является одним из основных факторов, определяющим издержки предприятий. Электроэнергетика. В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Образование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей - были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО "ЕЭС России". В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго [16, c.24]. Большая часть проблем этой наиболее "продвинутой" с точки зрения того, что принято называть либеральными реформами, естественной монополии порождена двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепций так называемого Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного ввести элементы конкуренции, как между производителями, так и между потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в локальных монополистов, оказавшихся, в конечном счете в полном подчинении местных властей. Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В настоящее время около 1/3 установленных мощностей электростанций (200 млрд. кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется около млрд. кВтч электроэнергии. Газовая промышленность. РАО "Газпром" создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет [22]. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности "Газпрома", его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей "Межрегионгаз". ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа [19, c.30]. Среди факторов, определяющих устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wintershal" (дочерним предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли. Экономические и финансовые успехи "Газпрома" во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ "Газпром" располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, "газпромовскую" модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему "Газпрома", фактически остаются его производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - "предприятие ОАО". С правой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления. Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около 80%. Удельный вес ж/д транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция - перевозки - создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса [17, c.62]. Сопоставление показателей производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ж/д транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределение ресурсов объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На ж/д транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями ж/д транспорта. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. Нередко встречаются случаи перенесения затрат с нерегулируемых на регулируемые виды деятельности, что, с одной стороны, дает возможность предприятиям "обоснованно" завышать цены на нерегулируемых рынках, позволяющие устранять конкурентов или неоправданно увеличивать долю продаж на рынке. По своим экономическим, организационным и техническим характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД") находятся на уровне лучших мировых стандартов. Исторический экскурс естественных монополий показывает, что в процессе развития экономической деятельности возникает необходимость преобразований в различных отраслях. Например, в электроэнергетике эти преобразования должны повлиять на повышение эффективности энергокомпаний и позволит существенно увеличить объем инвестиций в отрасль. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия электроэнергетики проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны. 2.2. Государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в России В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. (Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях" Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополиив ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам. Рассмотрим основные методы регулирования естественных монополий: 1. Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства. Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы. Только органы регулирования естественных монополий наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. Сформирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий. 2. Методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии. Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции - стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие [14, c.32]. Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики. 3. Антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенный процент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контроль за деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объем производства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции, а также под ценовое регулирование со стороны государства [4, c.153]. Предприятия-монополисты обязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд. На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т.д. Развитие и становление монополий под чутким руководством ФАС и прочих организаций способно оздоровить экономику региона, а значит, и улучшить благосостояние жителей. Ведь именно монополии дают большое количество рабочих мест, так пусть они заботятся о своих рабочих и их семьях. Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цена на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточно для расширенного воспроизводства. При правильной политике государства можно рассчитывать на дальнейшее процветание как монопольных субъектов, так и граждан страны. Заключение Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний. Подводя итоги, можно сказать, что в современной России естественные монополии оказывают огромное влияние на качество жизни населения. А необходимость их регулирования неоднократно подтверждена в прошлом. В зависимости от способа регулирования выбранного государством и качества проведения антимонопольной политики будут зависеть не только тарифы ( в отрасли естественной монополии), но и качество предлагаемого продукта. В данной работе достигнута поставленная цель и решены все поставленные задачи, а именно: раскрыта сущность естественных монополий, рассмотрены их признаки и типы, изучены причины возникновения естественных монополий в России. Кроме того, рассмотрена роль естественных монополий и государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в России. Рассмотрев специфику российских естественных монополий, можно сделать вывод, что государственная политика по отношению к естественным монополиям до конца не сформировалась, что находит отражение в несовершенном законодательстве. Однако у российских естественных монополий есть огромный потенциал. Таким образом, естественные монополии в России имеют преимущества в условиях государственной собственности, а политика активного государственного предпринимательства может сделать естественные монополии весьма эффективными, что позволит российской национальной экономике успешно развиваться и занять достойное место в мире. Список литературы 24, c.245 Экономическая теория: учебник / под ред.А.Г. Грязновой, Т.В. Юданова А.Ю. - М.: Изд-во "КноРус", 2012. - 608 с. 9, c.30 Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов // Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 1341 с. 2,377 «Микроэкономика. Теория и Российская практика.» Грязнова А.Г. Москва - 2004. 7,123 «Курс экономической теории» Киселева Е.А. Москва - 2004 1,182 «Микроэкономика: учебное пособие» Баренбаум Л.Н. Челябинск - 2006. 20. Радюкова Я.Ю. Реструктуризация естественных монополий как инструмент оптимизации их деятельности // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - Вып.6. - с.154. 21. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - 7-е изд. - М.: Юрайт-М, 2012. - 543 с. 22. Федоров С.В. Монополисты-энергетики // Режим доступа: http://www.riskovik.com/journal/stat/n2/mono/. 23. Шамаев И.Н. К вопросу о реформировании естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №1. - с.244-247. 24. Экономическая теория: учебник / под ред.А.Г. Грязновой, Т.В. Юданова А.Ю. - М.: Изд-во "КноРус", 2012. - 608 с. 25. Якунина И.Н., Радюкова Я.Ю. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вестник Тамбовского ун-та. - Сер.: Гуманитарные науки. - Вып.2 (82). - 2010. - с.36-42. 26. Янович И.С. Антимонопольное законодательство России и зарубежных стран: общая характеристика // Вестник Московского университета. - 2011. - №6. - с.102-112........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: